Всякая башня каждого приличного кремля имеет своё название. В Нижегородском кремле 13 башен. Между Ивановской и Зачатьевской, над высоким крутым обрывом, стоит башня Белая. Это высокое круглое сооружение до XIX века называлось Симеоновской башней (по названию рядом стоящей церкви). «Белой» она стала потому, что цоколь при общей разрухе долгое время сохранял белую облицовку. В 1889 году в башне разместили Губернский архив, который в 1923 году сгорел. Есть и ещё одна версия появления у северной башни кремля названия «Белая». По легенде 500 лет назад на строительстве каменных укреплений трудился некто Данило Волховец. Бандит и смертоубивец. Он отбывал заключение в тюрьме на территории кремля, но из-за нехватки рабочих рук был привлечён к строительству в роли каменщика. Уголовник оказался способным работником, за что после окончания строительства ему была обещана свобода. Там же работал и приглашённый из Италии строитель Джованни Татти, которому приглянулась Данилина невеста Настасья Горожанка. В день праздника Зачатия Богородицы намечалась закладка сразу двух башен Кремля – «Зачатьевской» и «Белой». Но во время праздника итальянец попытался поцеловать Настасью. Данила вспылил, началась драка, в которой оба соперника погибли. Над могилой Данилы Волховца его товарищи возвели «Белую» башню, собрав с берегов Волги весь белый известняк. А неподалёку, в 150 метрах, похоронили Джованни Татти, построив над его могилой «Зачатьевскую» башню. Настасья не могла забыть своего жениха и горько его оплакивала. Не сразу, но спустя несколько веков, природа услышала мольбы девушки. Течение Волги подмыло берег, и «Зачатьевская» башня во время оползня рухнула. А «Белая» уцелела и стоит до сих пор. Есть также легенда, по которой процветание Нижнего Новгорода зависит от целости и замкнутости стен кремля. Этому можно верить или не верить, но после обрушения «Зачатьевской» башни городская жизнь на время сильно замедлилась. Город снова ожил лишь после восстановления башни. Странно только, что оползень случился в XVIII веке, а реставрировали башню в 2012 году. Кстати, и того Джованни Татти многие историки называют совсем по-нашему – Петром Фрязиным. А был ли мальчик? Под «Георгиевской» башней, по ещё одной легенде, спрятана библиотека Софьи Палеолог. Версия не поддаётся изучению, так как делать какие-либо раскопы в том месте не позволяют грунтовые воды. Три легенды известны в связи со строительством и названием «Коромысловой» башни. Одна история о том, как девушка с коромыслом шла утром по воду к роднику и увидела крадущихся татар (астраханских, конечно). Не растерявшись, она коромыслом убила (внимание!) десятерых врагов, но сама погибла от удара саблей. Татары решили, что, раз в Нижнем бабы такие, то с мужчинами связываться не стоит. И ушли. Вторая версия попроще, но не менее печальная. Строили башню. Дело не клеилось. Что-то ломалось, рушилось и всё такое. Кто-то «мудрый» подал идею, что надо в стене кого-то замуровать живьём, тогда мол, всё и наладится. Под руку опять попалась девушка с коромыслом. Её в стене и залепили цементом вместе с ведрами. Есть версия детская, мягкая, по которой вместо девушки находчивые строители в стену замуровали живую стрекозу. Стрекоза в русском языке ещё называется коромыслом. Вот так бывает интересно, когда у крепости есть настоящие боевые башни. А у Костромского кремля башенок не было вообще ни одной. Только невысокие стены на крутом берегу Волги. В фортификационном отношении Костромской кремль – вообще не крепость, и для обороны не предназначен. Другое дело, Ипатьевский монастырь. Его и основал-то суровый татарский мурза Чет. Он в 1330 году простудился по пути из Орды в Москву. Разболелся и совсем слёг в бреду, как раз на том берегу, где река Кострома впадает в Волгу. Тут же привиделась ему Богоматерь в сопровождении святого Ипатия. Почему татарину снились православные сны? Кто-то объяснил. Читаем: «Мурза ехал к Ивану Калите, чтобы принять христианство и получить защиту Русичей». В Орде он чем-то проштрафился. В общем, после выздоровления Чет повелел на слиянии рек Костромы и Волги заложить монастырь. Ипатьевский.» Праправнуки мурзы, который сам после крещения принял имя Захарий, именовались Федор Сабур и Иван Годун. Они стали родоначальниками двух знатных на Руси фамилий – Сабуровых и Годуновых. Ипатий имеет восемь башен. Самой охраняемой являлась «Пороховая» башня (Северо-Восточная). На Юго-Восток смотрит «Водяная» башня, под которой в свое время, на случай осады, имелся тайный ход к реке. Единственная квадратная в сечении «Зелёная» башня с шатровым куполом смотрит на Запад. «Воскобойная» и «Квасная» башни – на Юг. И еще две башни расположены справа и слева от «Зелёной» и названий собственных не имеют, но, мне кажется, они были. В Нижегородском кремле оборонительное значение башен заложено в проекте, ещё до строительства двухкилометровых стен крепости. Подсчитано, что Нижегородская крепость за всё время выдержала 10 осад. Это много. Однако, едва не разрушила стены и башни кремля Екатерина II, по указу которой со стен сняли кровлю, а позже засыпали ров. Осадки и грунтовые воды действуют, порой, намного эффективнее осадных орудий. Ипатьевский монастырь держал оборону в 1609 году, когда там засели сторонники Лжедмитрия (Тушинцы) и поляки. Снаружи атаковало ополчение из Галича, Тотьмы, Солигалича и Вологды. На помощь осаждённым из Юрьевца пришёл некто Лисовский, по дороге разграбив Плёс и Кинешму. Кострому он тоже разграбил, Тушинцам не помог и ушёл в Троице-Сергиеву лавру, разрушив по пути Нерехту и Большие Соли. Осаждающие сразу осмелели, взорвали крепостную стену и погнали супостатов в сторону Ярославля и Калязина, сильно намяв им бока у Святого озера невдалеке от Ипатия.