Строительство автомобильного моста. Кострома 1969 г.

Andrey V. Kalik
2021
9500,00
р.
Пешком по Волге, мост на эпоксидке и «секретная» точка.

Про самый первый мост через Волгу в Твери, даже не верится, рассказывают летописи 1375 года. Цитирую: «... в год 6883 (1375) князь Михайло у Волжских ворот москвичей бил,
и туры посекли и подожгли, и вечером москвичи от города отступили. И потом стали вокруг всего города и за Волгой, а на Волге мост успели сделать...»
Нет описания того моста. Скорее всего, это были связанные меж собой деревянные плоты. Волга в Твери не широка.
В 1700 году, в конце августа, Пётр I, прибыв в Тверь, повелел построить через Волгу мост
за три дня и пожелал лично наблюдать за сим строительством. Согнали лодки-романовки, закрепили их якорями, сделанными из срочно свезённых с деревень каменных жерновов, настелили досками. С ремонтами и должным уходом работал этот мост аж два века.
Самый первый постоянный мост через Волгу был железнодорожным. Построен в 1850 году,
и тоже в Твери. Там же, в 1900 году, построен первый волжский автомобильно-пешеходный мост. А через четыре года даже подъезды к этому мосту были заасфальтированы.
Кострома ждала своё мост ещё 70 лет.
Однажды, отец, которому ещё тридцати тогда не было, по какой-то надобности отправился в Заволжье и взял меня с собой. Зимой. А туда одна дорога - по льду. Был январь или февраль. На Волге намораживали поливальными машинами широкую дорогу с берега
на берег, а пешеходы сами натаптывали себе тропу лучиками от Молочной горы прямиком
на тот берег и наискосок в Пантусово. То же самое было от беседки Островского и от улицы Подлипаева. Много было тропок. Основные, конечно, к центральному рынку.
По одной из них мы и пошли. Как раз через рынок. Там я получил петушка на палочке – красно-коричневый леденец от какой-то накутанной безликой бабки, топтавшейся в воротах рынка. Стоили петушки 5 или 15 копеек, не помню. Просто купить этот жжёный сахар
на щепке можно было только на рынке и только у этих, закутанных в платки тёток.
Кажется, они назывались спекулянтками.
Вот с этим сладким петушком в руке я и ступил впервые в жизни на лёд Волги.
В Костроме от берега до берега 720 м. По тропе наискосок почти километр.
Всегда сильный ветер. Всегда в лицо. Всегда пронизывает холодком.
Белая натоптанная неширокая тропа, и рядом почти чёрный, страшный, очень толстый,
с белыми трещинами и застывшими пузырьками воздуха, лёд. Хотелось сойти с тропы, просто стоять и смотреть в глубину, как в перевёрнутое ночное небо. Толщина льда зимой
на Волге от 40 до 60 см. Местами до одного метра. Это довольно прочный купол над водой. По нему в свое время костромичи уверенно ходили и даже ездили. Но осенью,
до ледостава, и весной, когда лёд слабеет и ломается, паромы и лодки по Волге не ходили. Никто не ходил. Кострома оказывалась отрезанной от той стороны реки, от Заволжья,
от Ярославля, от Иваново и Москвы. Вся нагрузка со снабжением в этот период ложилась
на железную дорогу. Когда эту дорогу провели, конечно.
И вот, безобразие закончилось. В 1970 году. 12 сентября. В субботу. Был очень торжественно (очень торжественно) открыт автомобильный мост. Кострому словно из заточения выпустили. На мост, за мост и под мост ходили гулять целыми семьями. Все прилегающие к мосту улицы очень скоро очистились от мелких камушков. Даже сосновых шишек поубавилось, потому что любой соображающий пацан, которого вели прогуляться на мост (а таких было не мало), по дороге набивал карманы всем, что можно потом с середины моста, с высоты, бросить в Волгу. Особенно ценились голубиные и вороньи перья. Они летели непредсказуемо долго и красиво.
Плюнуть с высоты моста в Волгу тоже было традицией.
По какой-то причине я не запомнил период строительства моста.
Помню, как его не было. Раз! И вот он готовенький.
А ведь целых 5 лет, и тут, и на том берегу Волги, творилась жуткая жуть. Строительство вообще – дело грязное, а тут целый мост. В Костроме
по новому проекту снесли и реконструировали несколько городских квартал. А за Волгой работал специальный бетонный завод.
Готовые блоки моста собирали тут же, на берегу, чтобы кранами затащить их на специальные понтоны, которые доставляли их к опорам, а там специальные краны поднимали и состыковали эти блоки, наращивая мост метр за метром. Рельсы козлового крана рядом
с мостом не разобраны до сих пор. Это последние и единственные следы строительства.
В то время по Костроме от знающих людей распространились сведения, что мост наш какой-то особенный, экспериментальный. Якобы, блоки стянуты изнутри канатами и склеены эпоксидной смолой. Это вызывало одновременно и уважение к технологиям,
и подозрительность.
Среди мальчишек активно обсуждалась «шпионская» новость,
будто бы у нашего моста (как у всех мостов, конечно) есть такая секретная точка, в которую если ударить простым молотком, то мост рухнет. Мол, эту точку знает только конструктор моста, и больше никто. Такие «разведданные» очень будоражили наше воображение.
Еще пацаны говорили, что под водой мост постоянно охраняют водолазы.
А еще всем было любопытно посмотреть на то, как готовый мост справится с весенним ледоходом. Мост выдержал. Водолазы ни чем себя не выдали. Молотком по мосту никто постучать не рискнул.
На самом деле Костромской мост действительно построен из сборного, предварительно напряжённого, железобетона.
Напряжён он многочисленными стальными тросами. Рояль так не напряжён, как этот мост. Ну и склеены блоки дополнительно для прочности настоящей эпоксидной смолой. Это правда. Сотни бочек смолы застыли в бетонных конструкциях.
К ведению:
Длина моста 1,2 км.
Ширина 18 м.
Самый большой (основной) судоходный пролёт шириной 146 м.
Глубина Волги под мостом примерно 7,5 м.

Строительство железнодорожного и автомобильного мостов, я считаю, самые важные события для Костромы за последние 100 лет.
Самые-самые.

Материал: Акварель

Смотрите также...