Два пожара, красный кабриолет и «летающая тарелка».
В 70-х годах в Костроме было два пожара, которые запомнились всем и привели, как ни странно, к положительным переменам. В 1979 году весной сгорела городская филармония и потому была построена на том же месте новая. А до этого в 1970 году ночью 26 января дотла сгорел старый цирк. Там было чему гореть. Целиком деревянная постройка с засыпными стенами. Чирк, и нету. И только через 14 лет, в 1984 году, совсем в другом месте, на большой площади возвели современное новое здание цирка, который работает и сейчас. История цирков в Костроме – это более 130 лет приключений. До 1884 года вообще не было никакой постоянной цирковой постройки. Приезжали балаганы и зверинцы, поднимали шатёр на площади. Первое здание цирка в городе, как ни странно, построил саратовский мещанин Аким Никитин. Что им двигало история не объясняет. Место было выбрано не самое удачное, в саду за Дворянским собранием. Не прижилось. Снесли. Потом пытались строить в другом месте, но как-то не сложилось. То денег не хватало, то революция, то война. Только в 1928 году (кстати, решение принято одновременно с постройкой ж/д моста) в Костроме построили настоящий (тот самый «Старый») цирк на 1490 мест с очень странной архитектурой. Большая арена, вместительные склады, недалеко от центра города на одной из основных улиц, ведущих в фабричные кварталы. В этом цирке было уютно и радостно, как в праздничной избе. Из всех выступлений мне запомнились, конечно, клоуны: Олег попов, Юрий Никулин, Карандаш. А также жонглёры, гимнасты, акробаты, слоны... и оркестр. Особенно оркестр! Оркестр меня в цирке всегда приводил в трепет и завораживал своей отчаянной громкостью и блеском. Казалось, что в цирке вообще всё блестит и сверкает преувеличенно ярко. Любая перекладина, мячи, ограждения, софиты, пуговицы шпрехшталмейстера (я называл его "дядькой") и красные носы клоунов сияли и ослепляли яркостью. Звуки, крики, команды, щелчки хлыстов, аплодисменты – все было очень громким и каким-то неуёмно-восторженным. Праздник! Цирковое представление! Особенный трепет у меня вызвал на одном из представлений, как раз накануне пожара, маленький автомобиль для медведей, который ездил по арене бесшумно и был настолько хорош, что все остальные артисты и события того вечера просто померкли. Полгода потом я завидовал цирковому медведю. "Старый цирк" год от года менялся снаружи и по чуть-чуть перестраивался. Сначала ему добавили большой тамбур с билетными кассами. Затем по какой-то причине с крыши были снесены озорные башенки, а надпись «ГОСЦИРК» заменили на просто «ЦИРК». Рёв зверей во время кормления был слышен и на улице. А уж репетиции оркестра, и подавно. Этот Цирк лет за семь до пожара был выбран Госцирком СССР в качестве репетиционной базы Мосцирка. Соответственно, все самые новые столичные программы звёзд арены обкатывались на Костромских зрителях. А потом цирк сгорел. Я не нашёл описания этого пожара и сообщений о жертвах и причинах. Зато наткнулся на новость, что 10 августа 2021 года случился пожар в Саратовском цирке, носящем имя (внимание!) Братьев Никитиных. Помните Акима?
С 1980 до 1984 года Кострома строила новый цирк. Проектировался он ещё раньше, примерно с 1975 года. Я это знаю и даже помню потому, что нашими соседями в доме на улице Войкова была семья моего ровесника Андрюхи. Его отец работал архитектором. Ну, может не самым главным, но настоящим. Однажды, зайдя к приятелю в гости, я застал его отца работающим за огромным кульманом с натянутым листом ватмана с изображением фасада будущего цирка. Перепутать эту картинку с чем-то другим невозможно. Необычные формы здания и титульная надпись «ЦИРК» на чертеже запомнились. Особенно меня восхитило то, как Андрюхин отец изображал на проекте окна. Я ещё не знал тогда названия техники, но теперь-то знаю. Он делал отмывку. В нескольких крохотных тарелочках на столе была заранее разведена водой чёрная тушь. От светло-серой, до темной пять или шесть тонов. Кистью он наносил эту тушь на чертёж слой за слоем, и картинка начинала "играть" тенями и бликами как фотография. Завораживающее зрелище. Так проектировали цирк. А через 10 лет, уже когда после армии я служил в оперативном батальоне милиции, в связи с какими-то кражами на стройке нового цирка, меня направили туда подежурить в течение одной ночи, помочь сторожам и вообще, типа, прикрыть в случае чего. Как в фильме «Вий», только в цирке. Это был 1983 год. В здании велась прокладка внутренних коммуникаций и начиналась отделка. Полночи я бродил по гулкой арене и по бетонным лестницам голого, без кресел, зала. Залез в какой-то хитрый служебный тоннель на арене и неожиданно для себя вышел где-то в фойе. В цирке ещё гуляли холодные сквозняки, пахло шпатлёвкой и цементной пылью, эхо металось по пустым помещениям. Я смотрел на город через большие окна галереи, как из летающей тарелки. Ужасно, что в этой «тарелке» было вообще негде присесть и прислониться. Пыль и строительный мусор, больше ничего. Устал, помню, как собака. Воришки не пришли. Привидений не видел. Такая история. Всего в России 45 стационарных цирков (из них 41 государственный) и 14 цирков-шапито (из которых работает только один). Восемь караванов с измученными зверями колесят по России и называются "Передвижными цирками зверей". Два коллектива занимаются цирковыми представлениями на льду. Два коллектива работают в воде. Раньше был ещё "Цирк лилипутов", но, судя по документам, компания расформирована. В цирковой гос. организации числятся в штате более 8000 человек артистов и разных деятелей. Гастролируют по стране и за границу около 3000 человек, у которых в сумме примерно 830 действующих номеров и 48 аттракционов. В цирковых программах и зооцирках используется 3000 животных (140 видов). Эти три тысячи бесправных артистов – самое ужасное в современном цирке.