Прогрев корабельных котлов на Унже. Макарьев. 1955 г.
Andrey V. Kalik
2021
9500,00
р.
р.
Где пимокаты делали кемы, а куфты топили шуртик в камишке.
Как-то не верится, что у этого маленького городка, в такой дали от областного центра и от других городов, ещё не очень давно была бурная богатая жизнь. Есть история, запечатлённая в фотографиях, рукописях, книгах и в архитектуре. Макарьев стоит на реке У́нжа. Эта река не из списка великих российских рек. У неё не имеется даже приличного истока. Сливаются где-то в Вологодской области речки Кема и Лундонга, а дальше уже течет река под названием Унжа. Оттуда до впадения в Волгу 426 км. Унжа река решительная. Только в верховьях немного сомневается, куда вильнуть, а потом уверенно несёт свои воды на юг, к Волге. По этой причине у реки есть особенность – большинство селений вдоль её русла – на правом берегу. Правый берег крутой и высокий. Левый наоборот, низкий и болотистый. А Унжа весной любит пошалить. Её, как норовистую кобылку, запрягали и заставляли работать. Сплав леса по Унже был основным промыслом местных жителей. И только потом рыбалка, пушнина и прочее. Где река, там движение и торговля. Корабли и катера ходили по высокой воде аж до Кологрива, а до Макарьева и по низкой воде – значит, всегда. Но пару десятков лет сплав леса на реке прекращён. Мой отец в 90-х годах с компанией друзей на самодельном плоту спускались от Макарьева вниз по течению. Он с восторгом рассказывал, как красива в тех местах природа («шикарная!»), как много в реке рыбы («кишит!»), какое небо по ночам («бездонное!») и, конечно, как много было спето песен и выпито крепкого… А кто бы смог отказаться? Макарьеву, как населённому месту, больше 580 лет. Городом он был признан после переписи населения Руси в 1778 году, вместе с Кологривом и другими, до этого незначительными, посёлками. Как часто бывало в истории, сначала на высоком берегу Унжи основали святую обитель. Идея и воплощение – Макарий Унженский (он же Желтоводский). Обитель разрослась до монастыря, который окреп и разбогател, оброс слободой, а уже слободка медленно и верно превратилась в посёлок и, потом, в городок – центр Унженской провинции Костромского наместничества. Да. Была такая Унженская провинция. И кораблики тут ходили, вроде белян, но поменьше, называвшиеся «унжака́ми». И свободный сплав леса прекратился только в 1995 году. В результате сплава на дне Унжи образовался слой топляка толщиной в несколько метров (ценной морёной древесины). Река обмелела и стала несудоходной. На картине 1955 год. Возле Макарьева прогревают котлы после зимнего отстоя речные буксиры, а на высоком берегу виден древний монастырь. У этого монастыря, как полагается, были свои тайны. Много пишут про глубокие подземные лазы от укреплённых стен к роднику, в слободу и даже под самой Унжей на другой берег к озеру (расстояние по прямой почти 1 километр). Якобы, большая чаша с водой между Унжей и монастырём возникла из-за провала и затопления таких ходов. Вода под стенами долгое время сообщалась с рекой. Её уровень менялся синхронно. По подземельям, конечно, в разные годы лазали дети. Тем более, что начало одного из тоннелей располагалось под лестницей в старом здании начальной школы. Кое-что особенное про Макарьев можно узнать, если вспомнить о простых валенках и секретах с ними связанных. Известно, что в Макарьеве, долгое время процветал промысел по валянию (катанию) из шерсти тёплой обуви. Этой работой были заняты множество ремесленников. Все они старались сохранить в тайне свои навыки и приёмы, поэтому у отходников-пимокатов сложился свой особый профессиональный язык («жгонский»), отличный не только от общепринятого русского, но даже и от «офенского» языка галивонских алеманов в Галиче, или от языка кацкарей, кстати, живущих поныне севернее Углича. Почему пимокаты? Потому что мастера катали шерсть и делали пимы – низкие войлочные ботиночки, к которым позже пришивалось голенище. Оно могло быть валяным или кожаным. Цельную обувь без швов научились валять только в XVIII веке, где-то в Нижегородской губернии. А позже и вовсе придумали, как механизировать нудный трудоёмкий процесс. Так вот, пимы – заготовки для валенок – валяли в Макарьеве. Ремесло очень непростое. Валять пимы посложнее голенищ. Особые тонкости технологии держали в тайне от посторонних, в частности, с помощью тайного же языка. Отходники (то есть сезонные работники на промысле) и их потомки сохраняли свой особенный язык вплоть до 1960-х годов. Вот только несколько жгонских слов: 1. Мужчина – мас. 2. Женщина – куфта. 3. Мальчик – арбизёнок. 4. Старик – коржак. 5. Старуха – коржа. 6. Корова – жукла. 7. Лошадь – емлёха. 8. Овечка – басаргулька. 9. Шерсть – миж. 10. Валенки – упаки, кемы или пимы. 11. Жгон – пимокат. 12. Деньги – сара. 13. Брать – косать. 14. Уходить – ухливать. 15. Маленький – ласенький. 16. Класть – декать. 17. Печка – камишка. 18. Нож – кус. 19. Топор – туар. 20. Молоко – шуртик. 21. Мясо – кремза. 22. Рука – биря.
Для сравнения: На «офенском» языке слово «нога» звучит как «оходарь» На «жгонском» – «ходара» . Исследователи полагают, что «жгонский» язык сложился на основе «офенского», или, более известного теперь языка «феня». Офени – Владимиро-Суздальские кочевые торговцы и менялы.