Базар у Благовещенской церкви. Кинешма 1903 г.

Andrey V. Kalik
2021
8500,00
р.
Парижская мода, судья Островский и первый полет.

Гуляю по Кинешме в 1903 году, летом, в субботу. Солнце слева. Примерно 7 часов утра. Там, за спуском, река Кинешемка. Волга в нескольких кварталах где-то у меня за спиной. Народа мало, но на виду у публики два полицейских чина уже заняли своё место. Справа богатый торговый павильон. Предлагаются меха, шубы, одежда, сапоги, прочая обувь. Ниже торгуют часами для солидных господ. А в домике слева, перед садом, кондитерская и гастрономическая лавка. Прямо на земле устроили развалы торговцы овощами и фруктами. Под навесами, выставлены веники, корзины, хомуты, упряжь и какая-то снедь. Вся площадь очень большая и просторная. На рисунке видим ее, конечно, не всю.
Брусчатка засыпана песком, а ниже по склону улица в грязи. Там сыро. Телеги раскатали колею. Но тротуары имеют ухоженный вид, огорожены столбиками и вообще отделены от проезжей части улицы.
За 110 лет это место изменилось, но узнаваемо. Другого цвета маковки на церкви, снесены многие дома, а часть реконструирована. Сейчас в городе больше зелени и, конечно, асфальтированных дорог. В то время в Кинешме их, скорее всего, не было вовсе. Дом с башенкой на правой стороне улицы стоит и ныне. Павильон "ГОТОВАГО ПЛАТЬЯ" превратился в крытый рынок или в торговый центр. Интересно, что торговали раньше примерно тем же, чем и сейчас. Ну, разве что имелось побольше грибов, ягод, рыбы и птицы. Не было, скорее всего, сыра и бананов.
В те времена значение базарной торговли было намного выше. Базар – это тот же супермаркет, где, по нашим меркам, предлагались только экологически-чистые продукты. Кстати, сказать, лошадей и все повозки ставили подальше от молочных и хлебных рядов. Оно и понятно – навоз, мухи.
Судя по единому стилю оформления рекламных вывесок павильона справа, можно предположить, что эти магазины обслуживал какой-то один художник-оформитель. Рамочки любил тот художник, и тёмные сочные краски.
В начале прошлого века мировая мода избавлялась от корсетов, а в США женщинам уже разрешили купаться в костюмах без рукавов и не носить при этом шляпы. В Англии за такое все еще грозил арест с формулировкой «Аморальное поведение».
Российские дамы ориентировались в основном на Венский стиль, а воплощением желаний занимался модный дом «Бризак» в Петербурге. Много ли требовалось времени на то, чтобы новые тенденции докатились до провинции? Порой двух недель хватало, а бывало и трёх лет мало. Например, созданная в 1908 году француженкой Каролин Ребу колоколоподобная шляпка-клош в России стала популярна только к 1920 году.
Конечно, в каждой семье в то время мечтали о покупке дорогущей швейной машины «Singer», которая стоила около 150 руб. (стоимость дойной коровы). Но «Singer Manufacturing Company» предлагала покупателям рассрочку в оплате покупки. Это для многих решало проблему.
С простым шитьём в основном справлялись самостоятельно. Портные и хорошие швеи, тем не менее, по-прежнему ценились, так как кто-то же должен был исполнять все самые хитрые желания капризных клиентов, собирающихся сделать выход. Как вариант, в местный кинешемский театр.

Драматический театр в Кинешме открыли зимой 1898 года в знак признательности жителей Александру Николаевичу Островскому за его участие в жизни города. Посещая своё имение в Щелыково, которое недалеко от Кинешмы, великий драматург часто бывал не только в Костроме (в те годы центре Губернии), но, конечно, и здесь. Мало того, 12 лет он выполнял обязанности почетного мирового судьи Кинешемского уезда, а также, активно хлопотал об устройстве в уезде просёлочных дорог.
Видимо, тяжело ему давались его 20 километров до Щелыково.

Борис Николаевич Кустодиев, насмотревшись на кинешемские базары, писал
в письме супруге: «Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел – очень красивый городок, с такой типичной местной физиономией. Особенно хорошо за рекой,
где две церкви такой странной формы... Здесь очень много интересного, особенно вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я и остановлюсь, чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее
всего выдуманного».
Кстати, на счёт идеи строительства Красных рядов в Кинешме, есть местная легенда, по которой в 1910 году после Нижегородской ярмарки возвращались домой по Волге на пароходе местные купцы. Время коротали за беседами, строили планы, мечтали, как в родном городе знатную торговлю наладить.
Тут-то и появилась идея строительства Красных торговых рядов.
Напротив Белых, конечно. конечно.
Красные – это большой торговый центр из красного кирпича с затейливой отделкой фасада. И они абсолютно ничего общего не имеют с Красными рядами в Костроме, кроме назначения постройки.
Полезных ископаемых в Кинешемской земле нет. В этой области вообще нет крупных залежей чего-либо. Только песок и гравий. Местные предприниматели поднимались только на производстве.
1878 год. Изобретатель А.И. Бюксенмейстер открывает возле Кинешмы завод
по выпуску угольных нитей для ламп накаливания.
1879 год. Н. Разорёнов и М. Кормилицин открыли «Волжско-Томенскую бумагопрядильную мануфактуру», работающую на хлопке, ввозимом из Египта.
1880 год. Купцы Разорёновы основали прядильную фабрику «Ветка».
1894 год. Купец П. Агапов построил в г. Кинешме гончарно-изразцовый завод.
1899 год. Фабрикант Савва Морозов на реке Дмитриевка близ г. Кинешмы строит завод по производству уксусной кислоты и её солей.
1903 год. Купец первой гильдии Коновалов построил бумагопрядильную фабрику «Анненская мануфактура» для выпуска миткали.

Материал: Акварель

Смотрите также...