Вид с моста через реку Мера. Семёновское-Лапотное. 1905 г
Andrey V. Kalik
2022
7000,00
р.
р.
Про липу, плетение, обдирание, экономию и прибыль.
Если бы 200 лет назад вы решили купить себе самую бюджетную обувку, то, скорее всего, вы приобрели бы лапти. И эти лапти были бы из села Семёновское-Лапотное. Если бы покупали валенки, то они были бы привезены из Макарьева. А хорошие кожаные сапоги, очень вероятно, были бы сделаны в Новгороде (равно, как и хорошие сёдла, кстати). В Семёновском-Лапотном лапти плели издавна. Вдоль главной улицы по выходным дням выстраивались торговые палатки. Своих торговых рядом в селе не было. Тут же проводились ярмарки и праздники. В село съезжались жители окрестных деревень. Было ярко, шумно, весело и прибыльно. Больше 15 лет в Семёновское приезжал на лето для отдыха и работы Борис Михайлович Кустодиев. До тех пор, пока не разболелся и не уехал лечиться в Швейцарию. За всю историю Семёновского отмечено пребывание в нём лишь двух знаменитых людей, один из которых в самом селе удостоен музея с двадцатью одной картиной, подаренной женой художника. А в честь А. Н. Островского с 1956 года у села новое название – Островское. Хотя, великий драматург жил в отдалении, в своей усадьбе Щелыково, до которой в наши дни от центра Москвы практически одинаковое расстояние, как через Ростов и Ярославль, так и через Юрьев-Польский и Кинешму. Кстати, впервые Островский приехал в Кострому по Луговому тракту (старая дорога из Ярославля в Кострому по левому берегу Волги) в апреле 1847 года, в возрасте 25 лет. Луговой тракт в наше время исчез под водами «Костромского моря». Да и лапти нынче не плетут в Островском. Разве что в качестве сувениров. Лапти на Руси плели не только из липового лыка, а ещё из ивового, вязового и из бересты. Подошву от быстрого истирания защищали дополнительным вплетением в неё лыка, лозы или даже верёвок. Иногда подшивали кожей. Плести лапти (лычаки) умел на Руси каждый. Учились этому с детства. Чтобы изготовить лапоть нужно было найти здоровое деревце липы с ровным стволом и надрать с него семь лык по два метра длиной. Ширину лыка отмеряли шириной большого пальца – примерно 3 см. Выражение «Ободрать, как липку» именно оттуда и пошло, потому что после сбора лыка дерево оставалось голым, без коры. Одной пары лаптей хватало не больше, чем на 10 дней носки зимой и на 4 дня летом. За год стаптывали 50-60 пар лаптей. Конечно, их плели впрок, заготавливали с большим запасом. Обычно это делалось зимними вечерами, а заготовка лыка велась в тёплое время года, загодя. Требуемый запас на семью – примерно 150 пар лаптей. Если покупать их готовыми, то стоило это до 2,5 рублей. Кто мог, тот экономил и плел лапти самостоятельно. А вот чтобы купить пару кожаных сапог, нужно было продать четверть всего урожая. О сапогах, часто, только мечтали. Мечтали и драли лыко. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужны 3-4 молодых липки. Липовым деревьям в то время жилось туго, ведь мастера из села Семёновское-Лапотное за год продавали лаптей на 100 тыс. рублей на всю Россию. Лучшие (ноские и мягкие) лапти плели из липового лыка. Самые неудобные и грубые – из ивовой лозы, или из мочала. В Беларуси лапти традиционно плели с носка, а на Руси – с пятки. Московский стиль плетения отличался округлым носком, а на Севере носок делался треугольным.
В разных странах плетёная обувь имела свои названия: Украинские «Постолы»; японские «Варадзи» и «Фугакуцу»; корейские «Митхури» и «Чипсин»; Швейцарские соломенные «Штрошу»; финские, норвежские, литовские и польские лапти; и, наконец, итальянские и испанские верёвочные «Эспадрильи». В 1970-х годах вошло в моду украшать квартиры антикварными колёсами от прялки, иконами, деревянными ложками, сундуками, молочными кринками и, конечно, висящими на гвоздике лаптями. У меня такие были. Лыковые, настоящие лапти. Я даже пытался найти им применение в качестве домашних тапок, но быстро остыл к идее. Лапти – не самая удобная обувь, мгновенно натёрлись на ногах мозоли. Никогда в жизни я не пробовал носить лапти правильно, то есть с онучами (портянками), а не с носками. И конечно, никогда мне не приходилось попробовать ходить в лаптях вне дома, например, по дороге или по полю. Помню, в детстве мама учила меня не косолапить и не шаркать ногами при ходьбе. Интересно, крестьянских детей в XV-XVIII веках за шарканье ногами наказывали? Обувку, какая бы она ни была, берегли. Кстати, плетением лаптей в деревнях занимались, в основном, старики, которым остальная работа была уже не по силам. Лапти из лыка назывались «Лычники», из мочала – «Мочалыжники», из ивы – «Ивняки», из ракиты и тала – Шелюжники», из соломы – «Соломенники», из конского волоса – «Волосянники», из старых верёвок и пеньки – «Крутцы» и «Чуни», из драни молодых дубков – «Дубачи», из бересты, из тонких корней – «Коренники»). В Мордовии плели лапти вязовой коры. Кроме отличий в колодке и формы носка, лапти различались рисунком плетения. Он мог быть косым или прямым. Великорусские традиции – это косое плетение (ромбиком), а Западные – прямое (квадратиком). Старый стоптанный лапоть обязательно тащили при переезде в новый дом. В этом старом лапте, по древним поверьям, переезжал с прежнего места на новое домовой. В календарях славянских народов, и даже у литовцев и боснийцев липа определила название летних месяцев июля или июня. Лиепая в Латвии и немецкий Лейпциг названы в честь липового дерева. Липа широко распространена по всему земному шару, кроме приполярных и полярных областей. В России, Между Омском и Новосибирском, в районе озера Чаны, есть реликтовая липовая роща, имеющая какой-то невероятный возраст. Липы в этой роще на площади в половину квадратного километра, сменяя друг друга, растут в окружении берёз и осин ещё с доледникового периода. Всего примерно 40 лип высотой 15-18 метров.
На рисунке вид с берега реки Мера на село Семёновское, уже без приставки «Лапотное». Таким его видел, гулявший по окрестностям дачник Кустодиев и, спешащий на поезд в Ярославль, уставший от бездорожья, Александр Островский. Вот прямо так всё у них там и было.