Строительство ж/д моста через Волгу. Кострома 1929 г.

Andrey V. Kalik
2021
9500,00
р.
Волга, мост, заклепки, и почти уголовная история.

Все мы родились, когда этот мост уже построили.
А было время, когда Кострому вообще ничего, кроме парома, с правым берегом Волги
не связывало. Длинная дорога в Ярославль (Луговой тракт) вела через Саметь по левому берегу, а не по правому, как теперь.
В 1956 году, в связи с постройкой Горьковской ГЭС, вода Волги затопила только возле Костромы больше 260 кв. км земли. С тех пор исчезла старая дорога в Ярославль, а река стала шире и глубже. На Волге выросли плотины, и разлились водохранилища, которые
за размеры все называют "морями".
В Твери железнодорожный мост построили в 1850 году.
В Ярославле начали строить в 1910 году. В 1912 году целый пролёт почти готового сооружения рухнул, но к 1913 году мост все-таки достроили и открыли движение.
Костромичи тоже просили железнодорожный мост лично у Николая II, когда он приезжал
в Кострому на Всероссийскую Ярмарку в 1913 г. Но нет. Решение так и не было принято, хотя в Нерехту из Костромы ещё в 1887 году провели железную дорогу, в Заволжье обустроили станцию «Кострома» и большой вокзал (правда, 2-го класса). Начались,
но не закончились изыскательские работы по продлению путей ближе к берегу и к городу, однако, кончилось всё лишь прокладкой служебной колеи к небольшой лесопилке
в Пантусово.
А в 1927 году, советские власти, все же приняли решение о возведении капитального моста через Волгу, как раз в районе того самого Пантусово. Правда, рельеф местности был не очень. Пришлось делать длинную и высокую насыпь с обеих сторон к Волге, чтобы сравнять высоту берегов. Зато прокладка путей по окраинам города к новому Вокзалу
не создавала проблем. Именно поэтому новый вокзал и станцию в Костроме назвали "Кострома Новая". Здание старого вокзала стоит поныне, но уже мало используется.
От запустения его не спас даже статус памятника архитектуры.
Итак, железнодорожный мост начали строить в 1928 году.
Он имеет 7 пролётов и расположен на 603-м километре Волги, если считать от Южного речного порта Москвы. По этой системе измерений сама Кострома стоит ровно на 600-м километре Волги от того же Южного порта.
Целый год в районе будущего строительства велись изыскательские и земляные работы.
И лишь в 1929 году был заложен первый кессон. Кессон – это (если очень просто) огромная камера, которую строят или ставят готовую, для изоляции от воды места строительства опоры моста. Там, в кессоне становится приемлемо сухо, могут перемещаться и работать люди, даже техника. Зависит от размеров кессона.
Когда всё готово, кессон убирают.
Опоры Костромского моста железобетонные, облицованы камнем и, конечно,
имеют специальную форму для отражения напора льда.
Железные части пролётов изготовлены не в Костроме.
Их привезли из Днепропетровска, с завода металлоконструкций "Стальмост".
Конструкции не сварные. Сварку изобрели (кстати, в России) в 1885 году, и только в 1925 году появилась первая сварочная лаборатория. Нормально сваривать металл 1927-м ещё не все умели. Соединения сделаны на стальных заклёпках диаметром примерно 5 см
или больше. Хотел бы я видеть, как натаскивали на опоры и выравнивали пролёты без современных лазерных прицелов. Очень любопытно, что именно применяли инженеры для точного монтажа, ведь в итоге мост состыковался.

Достоверно известно до минуты время стыковки:
2 часа 30 минут, ночь 29 февраля 1932 г.
Костромской железнодорожный мост стал главной стройкой области
в первой пятилетке. Справились. Получилось.
В работах было задействовано 2000 человек.
Итоговая стоимость моста – 8 миллионов рублей.
До начала строительства автомобильного моста оставалось 38 лет.

Довольно часто наша семья выезжала куда-то на кораблике по Волге. Даже с дед возил меня «просто погулять» в Трифоныч, где я, кстати, поймал свою первую в жизни рыбку. Проплывая на кораблике
под железнодорожным мостом, было невозможно не посмотреть вверх на массивные гулкие конструкции. Мост охранялся часовыми
и увидеть его вблизи, можно было лишь с воды или из окна поезда.
И вот, была у меня такая детская мечта, которая ни разу
не исполнилась – чтобы над нашим корабликом по мосту прошёл поезд. Не совпало.

Как-то давно местный костромской дед рассказал мне историю, которая случилась ещё до всяких мостов на Пантусовских заливных лугах.
Там каждый день паслось стадо коров. Пастух был опытный. Всё шло хорошо до тех пор, пока одна корова в стаде не вернулась вечером
в деревню с пустым выменем. На следующий день то же самое случилось с другой коровой. Потом с третьей… И так почти каждый день. На пастуха завели уголовное дело о вредительстве и воровстве, но тот клялся, что не имеет к пропаже молока никакого отношения. Деревенские стали дежурить при стаде.
Пропажи молока не прекращались. Я уже забыл, как именно было
в рассказе, но кто-то из сторожей, всё-таки, выявил преступника.
Вором оказался гигантский сом.
Коровы с пастбища несколько раз в день ходили к Волге на водопой.
При этом по мелководью они идут далеко в воду, чтобы охладиться
и освободиться от слепней. Вода коровам в том месте доходила
до брюха и выше. В это время к стаду спокойно подплывал сом и у одной коровы высасывал из вымени молоко.
Вора выловили через неделю. На берег его волокли с помощью трактора. Рыбина имела гигантские размеры.
Со слов рассказчика монстр весил больше 300 кг.
Руками такое не покажешь.

Материал: Акварель

Смотрите также...