Мельницы Ларина. Кинешма. 1895 г

Andrey V. Kalik
2022
15000,00
р.
В 1890 году по Волге на кораблях, баржах и плотовым сплавом в Кинешму прибыло 115 тыс. тонн грузов. Из них почти 28 тыс. тонн хлеба, 6,5 тыс. тонн соли, 5,8 тыс. тонн нефти, 61,5 тыс. тонн дров, 23,5 тыс. тонн строительных материалов (кровельного железа, пакли, джута, кирпича и т.п.). Почти столько же разных товаров отправлено — 93 тыс. тонн. И это только по реке. По железной дороге из Кинешмы отправлено товаров 131,5 тысячи тонн.
Волжский торговый путь существовал издавна. От Каспия гружёные лодочки плавали вверх до Ветлуги и Унжи, затем на Север к Белоозеру и там, до Ладоги на Запад в Балтику. Позже окрепли и стали интересны южным купцам верхневолжские города. С рекой, с водой, связана была вся жизнь населения Поволжья. Река — дорога, река — кормилица. Любая река. Во всех краях. Во все времена. Не особое, но отдельное место в речных промыслах занимают водяные мельницы. Как правило, их строили на маленьких речках и ручьях, сооружая запруды. Получившийся в результате запас воды направляли на лопастное колесо, которое передавало вращение на вал, а там… кто что приспособит. Та же история, как и с ветряными мельницами. Колёсные механизмы на воде строили уже 4 тысячи лет назад в Римской империи. В средневековой Европе по указу Бенедикта Нурсийского водяную мельницу полагалось иметь каждому монастырю. Самая типичная конструкция водяной мельницы — водяное колесо. Экзотикой считались плавучие водяные мельницы. Они перемещались по рекам, пришвартовывались к берегу и тут же на месте начинали работать. На Руси сооружения на реках известны примерно с XIII века. Иван Грозный в своё время подписал жалованную грамоту Никите Павлову на постройку нескольких приливных водяных мельниц на берегу Белого моря в Усть-Золотице и в других местах. Такие механизмы строили ещё в XI веке на берегах Адриатического моря. Поначалу на каждый рабочий вал обычной водяной мельницы ставили одно водяное колесо. Вода могла подтекать и толкать его снизу, могла падать сверху, а могла крутить турбинные лопасти струёй сбоку. Потом придумали установить металлический вал и к нему приделать фрикционы, а с помощью ремённых передач дать тягу сразу нескольким агрегатам. Любым. В XIV веке на реке Вычегда в районе нынешнего города Котлас работала водяная мельница, приводившая в действие кузнечные молоты. А в 1632 году недалеко от Тулы под руководством голландского инженера Виниуса построен первый в России «чугуноплавительный и железоделательный» завод. Агрегаты этого предприятия приводились в действие от водяного колеса. Самая же крупная в мире (в 1890 году) гидросиловая установка работала в Эстонии на Кренгольской мануфактуре на реке Нарове. И вдруг… изобрели паровую машину. И всё. Не стало водяных мельниц. Зато появились гидроэлектростанции. Первая промышленная ГЭС была построена в Лауфене (Германия) на реке Неккар в 1891 году. Строительством руководил русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. В России, на Алтае, в 1892 году на реке Берёзовке под руководством инженера Кокшарова построена гидроэлектрическая установка. А в 1900 году в США строят Ниагарскую ГЭС. Самая мощная в мире ГЭС «Три ущелья» возведена к 2012 году на реке Янцзы в Китае. Электрическая мощность 22 500 МВт. В нашу квартиру в Костроме электрический ток могли подавать с Рыбинской ГЭС, с Ивановской ГЭС, с новенькой Костромской ГРЭС в Волгореченске. Три мощных трубы, одна из которых на момент постройки вошла в тройку самых высоких в России, видны более чем за 50 километров.
В 1966 году мне было 4 года. На уровне моего любопытного носа повсюду в доме торчали загадочные волшебные розетки. От них включался свет, жужжал пылесос, играла музыка, зажигались огоньки на новогодней ёлке. Исследовать таинственные дырочки в розетке я поручил своим любимым оловянным солдатикам. Солдатики держали в руках автоматы — как раз для засовывания в розетку. Когда шарахнуло... понять я ничего не успел, но электрический ток сильно зауважал.
Видел потом в своей жизни много электростанций, ветряных мельниц, старых кораблей, моторов, даже несколько водопадов. Побывал даже в машинном зале той самой Костромской ГЭС, в колбасном цехе мясокомбината, на овощесушильном комбинате, в пекарнях, в кондитерских, на производстве сыра, мороженого, сгущённого молока, газировки, в сборочном цехе крылатых ракет, на судоверфи, в секретных подземных бункерах, в танке, в вертолёте, в подземных ходах, на телевизионных вышках. Я даже поработал грузчиком на хлебокомбинате и несколько смен на производстве макарон засыпщиком муки, но...
... ни разу нигде мне не довелось побывать на настоящей (не музейной) работающей водяной мельнице. Не попадались мне водяные мельницы. Такие вот: с небольшой запрудой, скрипучими мостками, со старым тёмным колесом, с гусями на берегу уютной речки…
Их нет. Не стало их. Исчезли.

На рисунке настоящая мельница.
Мельница купца Ларина неподалёку от Кинешмы.

Материал: Акварель

Смотрите также...