Мельницы в Малом Токарево. Солигалич 1905 г.

Andrey V. Kalik
2021
11000,00
р.
Как крутить башни, ловить ветер и ничего не терять.

Историкам до сих пор доподлинно не понятно, чьим изобретением является ветряная мельница. На Востоке, вроде бы, придумали горизонтальную конструкцию. Это известный факт. Споры учёных касаются, как раз изобретения вертикальных мельниц. Тут пока всё
в пользу Европы. Первая такая мельница появилась в 1185 году в селе Widly (Англия)
Главная механическая задача мельницы – поймать ветер и передать вращение лопастей
на вал. Дальше всё у всех по-разному. Одни мельницы мололи зерно, другие качали шнеками воду (например, из канала в канал, как Голландии), третьи приспосабливали
под лесопилки, дровоколки, дробилки, мялки, чесалки, давилки, качалки, кузницы
и тому подобное. Главное – поймать ветер и грамотно наладить механику внутри.
Как поймать меняющийся ветер? Нужно к нему поворачиваться. Но мельница –
это большое сооружение. Целый дом с пропеллером. Поэтому для удобства его и строили буквально на палочке – на центральном вертикальном толстом крепком столбе.
Боковые упоры лишь поддерживали вертикальное положение конструкции.
Такой тип мельниц называется «козловым». Жернова у подобных мельниц расположены высоко, возле главного вала. С подъёмом зерна и отгрузкой муки были определённые сложности – поднимали мешки на верёвках с помощью деревянного ворота с прихватами. Да и поворачивать за ветром всю эту нагруженную махину было трудновато. Потом кто-то
в XIV веке в Голландии придумал опустить жернова вниз, просто удлинив вертикальный вал. Работать стало намного проще. Всё нужное и главное располагалось на уровне земли. Мельницы заметно полегчали. Поворачивалась только самая верхняя часть сооружения. Такие мельницы назывались «башенными» и работали они в Европе вплоть до середины XIX века. У наиболее продвинутых моделей валы изготавливались из металла, вместо муфт отличные подшипники, и сам вал расположен не горизонтально над землёй,
а под небольшим углом вверх.
В Костромской губернии мельницы «козлового» типа, как на рисунке, назывались «столбо́вками». Они отличались размерами и количеством лопастей ветряка – 4, 6 или 8. Недалеко от Галича, в селе Куекшино, до 30-х годов колхозники содержали в исправности две мощные башенные 6- и 12-лопастные мельницы. А в селе Алёшково Нижегородской губернии в то же время работала аналогичная мельница, у которой было всего 4 лопасти.
В Европе часто мельницы ставили прямо в деревнях и городах. Чтобы поднять паруса мельницы над окружающими постройками, требовалась высокое каменное основание.
На Руси мельницы, как правило, ставили в стороне от жилья, а то и вовсе в поле на буграх и на естественных возвышенностях.
Впрочем, бывали исключения. Например, в 1911 году в местечке Ту́гова гора в Ярославле (ныне ул. Горная) стояли сразу четыре башенные четырёхлопастные мельницы.
Почти как в Голландии. То есть у них была поворотной только самая макушка постройки, а основной корпус мельницы был цельным. В Токарево тоже группа, но мельницы послабее.
Кстати, именно там на нынешней границе Костромской и Вологодской области существует забавный географический артефакт – «аппендикс» шириной 230 м и длиной 3,5 км, узкий длинный кусок Костромской земли, врезающийся в Вологодскую область. Всему виной крохотная речка Ко́ра, бегущая к речке Мизю́ге. Картографы (или кто там делил земли) решили Кору оставить полностью Костромской. Так на карте и обозначили.
Совега – небольшая территория вдоль одноимённой речки, включающая 11 деревень, в том числе и Малое Токарево. Чаще всего Совегу называют особой территорией за необычную архитектуру построек, особый уклад жизни. Заповедная земля севернее Солигалича.
Когда мельница не работала, её лопасти-крылья останавливали
и фиксировали в определённом положении. Глядя издалека, даже
по силуэту, можно было понять надолго ли остановлена мельница, исправна она или на ремонте, в каком настроении мельник (рад чему-то или в скорби), и даже, кто родился у мельника – сын или дочь.
Вся эта мельничная символика активно использовалась во разных странах, в том числе и в России.

Средняя мощность ветряных мельниц около 3,5 кВт.
Это мощность двух современных утюгов.
Реже строили помощнее – до 10-15 кВт.

Ветряные мельницы крайне редко были похожи одна на другую.
Они не строились «под копирку». Каждая имела свой оригинальный облик, свои отличия.
В начале века только в Тверской, Ярославской и Костромской губерниях насчитывалось около сотни ветряков. В настоящее время на прежних местах можно найти единицы сохранившихся построек.
Всего в Костромской губернии к концу XIX века насчитывалось
58 ветряных и 19 водяных мельниц (были ещё и паровые).

Кроме того, мельничный технологический цикл был удивительно экономным. К примеру, в северных района России при обмолоте хлеба современными комбайнами потери зерна составляют до 30% урожая.
Безвозвратные потери! Треть урожая!
В своё время, при использовании примитивных ветряных мельниц на обмолоте цифра потерь не превышала 5%. При этом, «потерянное» зерно, оставшееся на колосках, не пропадало насовсем, а использовалось в корм скоту и птице. Не даром гуси любили кормиться возле гумна.
Семечки, зёрнышки... Безотходное производство.

Интересный факт: Лопасти всех ветряных мельниц в мире вращаются против часовой стрелки. И только в Ирландии – наоборот.
Этому феномену объяснения нет.

В Голландии до сих пор работает более 1000 ветряных мельниц.
В XVII веке их насчитывалось более 9 тысяч.
90% всех мельниц в Голландии занимались перекачкой воды.

В документах Костромской губернии от 1901 года перечислено 86 исправных ветряных и 20 водяных мельниц.
Любопытно, что в огромном тогда Нерехтском уезде работала всего одна шатровая ветряная мельница. Стояла она в селе Спас.

Материал: Акварель

Смотрите также...